
Меня зовут Дарья Лукина, я студентка 4 курса программы «Реклама и связи с общественностью» Института маркетинга и стажер-копирайте р рекламного агентства Unite. Последний факт заставляет меня чувствовать особую гордость, ведь эта стажировка во время прохождения преддипломной практики стала для меня логическим завершением долгого пути к работе мечты и подарила незабываемый опыт и множество знаний. В этой статье я хочу поделиться своим опытом со всеми, кто только собирается идти стажироваться копирайтером в рекламное агентство, и надеюсь, что эти советы окажутся для вас полезными.
1.Путь стажера-копирайт
Но он, как правило, и интереснее. Я столкнулась с этим еще прошлой весной, когда искала место для прохождения учебной практики в конце третьего курса. За моими плечами уже был опыт ведения проектов в одной организации, ведения баз данных и обзвона партнеров. Но моей мечтой было создание рекламных текстов, слоганов и концепций, генерация идей. И я хорошо знала, что на такую творческую позицию недостаточно коммуникабельнос
2. Лучше выбрать большое агентство с мировым именем или маленькое, но где больше шансов проявить себя?
Этим вопросом я задавалась очень долго. В то время, как все одногруппники уже принесли бумаги с места прохождения практики, я ждала ответа от Young And Rubicam и Unite, HR-менеджеры которых не давали ответ так заблаговременно. Стоит ли рассказывать, как я переживала, находясь в неопределенной ситуации, когда за две недели до практики все уже были приняты, и каким волнительным для меня был момент, когда за две минуты до собеседования в Unite мне приходит на почту утвердительный ответ от Y&R! Вскоре радость и восторг сменились днями серьезнейших размышлений, вызванных проблемой выбора. Есть множество критериев, по которым выбирается агенство. В крупных агентствах копирайтерам всегда нужны помощники, но не факт, что вам доверят самостоятельный проект. В очень маленьких агентствах, наоборот, может даже не быть позиции копирайтер-стаже
прохождения практики. Очень многое зависит от вас. Так как сделать выбор? Изучите сайт агенства, его кейсы, клиентов, расспросите поподробнее на собеседовании о том, как там все устроено. Проведите мысленно день в этом месте и спросите себя: чего я жду от стажировки?
Что я могу здесь получить?
3. Будьте готовы к тестовому заданию
Тестовое задание — естественная процедура при собеседовании на творческую позицию. Его не нужно бояться, потому как, если вы студент Института маркетинга ГУУ, вы
как минимум, сталкивались (или, может, столкнетесь) с подобным в курсе «Креативная концепция рекламного сообщения». И, более того, если вы хотите стать копирайтером, вы, конечно уже придумывали интересные стратегии продвижения бренда. Хотя бы у себя в голове. Одна из тем продвижения в тестовом задании была нетипичной, чего и следовало ожидать — самоубийство. Не буду вдаваться в подробности брифа, но скажу, что мои близкие и друзья были в шоке и вопрошали: «Чем это они там занимаются, в вашем агентстве?». Пришлось объяснять, что котиков рекламировать слишком просто, потому что котиков любят все. А такие задания созданы для того, что раскрывать ваш потенциал, и оценить креатив. Ведь, чтобы продвигать такие вещи, нужно очень постараться. Кроме того, это хорошая тренировка.
4. Просто богатой фантазии недостаточно — читайте книги
Я с детства люблю придумывать разные интересные шутки,конкурсы, загадки, идеи для праздников, для видео, писать стихи Именно поэтому я сразу поняла, где мое место в рекламной сфере. Но, придя в агенство, ты понимаешь, что интересная механика или активация должны не просто быть интересными, но и сработать, оправдать бюджет, быть актуальными сегодня и сейчас. Для этого нужно обязательно обращаться к книгам, различным кейсам, опыту гениев рекламы, и, опираясь на него, искать свой путь. Если начать по-настоящему интересоваться этим до стажировки, можно сэкономить очень много времени в течение рабочего дня.
5. Если у тебя есть крутая идея… ее обязательно убьют
Еще задолго до практики вместе с одногруппниками мы посетили мастер-класс арт-директора BBDO, которая сказала замечательную фразу: «Если у тебя есть крутая идея… ее обязательно убьют». И это происходит почти каждый день. Отбрасываются идеи, которые вчера казались перспективными. Нет, они не стали хуже за одну ночь. Просто появились новые, не подошло под бюджет, аккаунт-менеджер говорит, что это не соответствует характеру бренда, оставили на запас. Поначалу я переживала, и чувствовала, будто не могу придумать ничего стоящего, у меня ничего не выходит и т.д. Но тогда также должны чувствовать себя все в креативной студии, ведь это случается время от времени со всеми! Это нормальная повседневная практика в рекламном агентстве. Главное не забывать: если ты веришь в успех идеи, если это именно то решение, которое нужно бренду — не принимай отказ как повседневное явление, борись за нее, убеди в этом креативную группу, аккаунта, клиента. Идею покупают или не покупают, не зависимо от того, кто изначально ее предложил — стажер или creative grouphead. Идея может быть классной, но не подходить под тональность бренда или по бюджету. Стоит собирать все идеи, в которые вы верите, и которые считаете успешными, в отдельную папку. Ведь возможно уже в следующем проекте она будет как нельзя кстати.
6.Если твоя идея не подошла, это не значит, что она плохая
Это как бы логическое продолжение предыдущего пункта. Однажды я целый день не хотела удалять из презентации креативную идею для сэмплинга, потому что она была оригинальной
и я верила в ее успех. Но она больше подходила для другой концепции. В конечном итоге, я все же сдалась, но не просто удалила слайд, а предварительно скопировала его в в отдельный файл, на всякий случай. В итоге, идея не использовалась и во второй концепции. А значит, ее звездный час еще не наступил и, возможно, наступит уже через несколько проектов. Лучше всего заводить папку для таких идей, чтобы не забыть и не потерять.
7. «Я стажер» — отмазка или вызов?
Когда рабочий день подходит к концу, а презентация, которую утром аккаунт-менеджер должен отправить клиенту, еще не готова, хочется воскликнуть: «Да я же стажер!»..и убежать. Ведь ты даже не работаешь в этом агентстве, а уже перерабатываешь. Можно напоминать себе, что ты стажер, когда не получается написать рекламный текст и надеяться, что копирайтер его за тобой поправит. И презентацию доделает. Он ведь работает здесь, а ты — нет. А зачем я тогда сюда пришел? Просто набраться опыта, просидев больше двух месяцев в компании, просто побыв в ней и посмотрев, что там и как, недостаточно. Кроме опыта нужен результат, который ты сможешь продемонстрирова
- 1. Зачем я пришел сюда? Ради печати в дневнике практики, или чтобы начать работать в выбранной сфере и встать на первую ступеньку в карьере рекламщика?
- 2. Что я покажу в результате, если презентации за мной будут доделывать, а тексты — переписывать?
Важно понимать, что чем раньше начинаешь ощущать и вести себя не как стажер, а как сотрудник, тем раньше у тебя появится шанс быть таковым. Если работаешь медленно и не успеваешь сдать все до конца рабочего дня — тренируйся, тренируйся и совершенствуй навыки. Рокки Бальбоа тоже много тренировался, прежде, чем победить.
8. Обратная связь
В конце дневника практики есть поле для отзыва руководителя практики от агентства. Как правило, оно заполняется в самый последний день или за пару дней, до ухода со стажировки. Руководитель пишет о том, какой ты дисциплинированн
9.Коллектив — важная часть атмосферы
Мы выбираем место для практики, исходя из разных факторов, но никогда не знаем заранее, каким окажется коллектив. А ведь именно окружение, взаимоотношения в коллективе и корпоративная культура во многом определяют атмосферу в агентстве. Очень важно, чтобы ты чувствовал себя в агенстве комфортно и рабочие, и в нерабочие моменты, знал, что всегда можешь обратиться за помощью или советом. Могу сказать, что в агентстве Unite замечательный коллектив, и я чувствую себя частью одной сплоченной команды, а не просто стажером.
10. Лучше ошибаться, чем не проявлять инициативу
Придя на практику в агентство, начинаешь жадно впитывать все, что может тебе пригодиться в твоей деятельности, внимательно слушаешь всех, отмечаешь для себя какие-то интересные ходы и приемы. Поначалу тебе могут не доверить самостоятельно вести проект, или доверят небольшой, но будут внимательно проверять и, при необходимости, вносить свои правки. В первое время я привыкла, что мою работу всегда смотрит и дополняет руководитель креативной группы, прежде, чем она презентуется аккаунт-менеджер